Как тратить меньше в период кризиса?

Как тратить меньше в период кризиса?

Всем знакома ситуация, когда цены понемногу поднимаются, а зарплата и пособия – «съеживаются», теряют в весе. В магазинах приходится оставлять немалые суммы, хотя свежеприобретенные продукты и вещи почти не занимают места в сумке или пакете. Нужно покупать больше, чтобы получить необходимое в достаточном объеме. Но это еще терпимо, когда речь идет о продуктах или бытовой химии. А как насчет нового айфона или третьего телевизора? Как тратить меньше, когда нужно покупать больше?

По логике, если деньги обесцениваются, их надо тратить более осмотрительно и экономить на всем, кроме «насущного». Но оценим ситуацию с этой точки зрения современного общества – кажется, все наоборот. На дворе кризис, но анонсируется выпуск нового гаджета, и в назначенный день люди собираются у магазинов, напирая на двери. Объявляется распродажа брендовой одежды, и в час икс покупатели врываются в бутики, снося прилавки в битве за новые брюки или свитер. Гаджеты, свитера и брюки у страждущих имеются, иногда не в одном экземпляре. Но они словно стремятся избавиться от денег побыстрее, когда их и так мало. Почему?

Статистика заставляет задуматься

В 2013-2014 годах, когда в России подходил к концу период «благоденствия», Росстат проводил исследования в области сферы потребления. Результаты как минимум любопытны. Выяснилось, что в 2013 году у среднестатистического жителя России уходило на потребрасходы около 14 тысяч рублей в месяц. Из них (примерно):

  • 27 % шло на еду,
  • 41 % на непродовольственные товары,
  • 27 % на оплату всяческих услуг – стрижка, мойка машины, косметические процедуры,
  • 1,5 % на алкоголь,
  • 3 % на питание вне дома (в кафе, ресторанах).

Через год сумма потребительских расходов снизилась на 1 тысячу рублей, и изменилось их перераспределение. Траты на продовольствие выросли до 30 %, на технику – упали до 37 %. Но расходы на «внедомное» питание остались, какими были, а на алкоголь и разнокалиберные услуги возросли – до 2 % и 28 % соответственно. Отсутствие экономии на еде можно объяснить генетической памятью: голода условные россияне боятся инстинктивно. Но инфляция не заставила их отказаться от элитного маникюра, кабельного телевидения и перекусов в забегаловках.

Тратить больше, лишь бы тратить

Закон спроса – чем ниже цены на товары, тем лучше их будут раскупать – в России как будто не действует. Здесь потребители оставляют в магазинах большие суммы, когда цены растут, и теряют интерес к шопингу, когда снижаются. Это явление названо парадоксом Гиффена по имени изучившего его экономиста. Он заметил, что ирландские бедняки XIX века, покупавшие сытный дешевый картофель в ущерб дорогим и разнообразным продуктам питания, раскупали его в больших объемах, когда стоимость его начинала расти. В противном случае люди, не решавшиеся подобрать картофелю замену, рисковали умереть от голода.

Сходно мыслят жители России, запасающие тушенку, крупы и макароны при первых признаках кризиса. Они не могут заменить эти продукты более качественными и в состоянии, близком к панике, набивают закрома тем, что им знакомо. Лишь бы этого знакомого было побольше – тогда якобы появляется шанс продержаться. Но почему с таким же неистовством раскупается одежда и бытовая техника, растут траты на развлечения? Причина в экономической безграмотности и неспособности увязать причину со следствием. Если по телевизору говорят, что все не так плохо, люди будут покупать то, что им продают. Когда объявят официально, что дело труба, тогда они и начнут переживать, а пока терпят повышение цен – авось завтра станет лучше.

Наследие предков

Ситуация усугубляется тем, что в относительно недавнем советском прошлом у людей не было привычки вкладываться в свое жилье, здоровье и образование. За всем этим следило (и этим снабжало) государство. К сфере личного потребления относилось лишь обеспечение едой и одеждой. В итоге навык делать долгосрочные вложения не сформировался ни у представителей предыдущих поколений, ни у потомков, воспитывавшихся по привычным «канонам». Для них жизнь удалась, если удовлетворены сиюминутные потребности: есть что поесть, в чем ходить и где развлекаться. Во время кризиса стратегия поведения не меняется: стресс еще сильнее толкает «идти проторенной дорожкой».

Как тратить меньше?

Да, в России бывало, что людям приходилось в темпе тратить накопления, потому что они то и дело обесценивались. Но это не значит, что деньгами стоит сорить. Отложите их в сторону и подумайте. Понимаете ли вы, что творится вокруг? Можете ли предсказать, что случится с экономикой страны завтра и как это отразится на вашей жизни? Если нет, берите отложенные деньги, заплатите за Интернет и сядьте за компьютер (или идите в книжный магазин). Ищите информацию, которая позволит вам найти ответы на указанные вопросы.

Учитесь, развивайтесь, вложитесь в свои знания и опыт. Начните нести ответственность за себя и свои поступки. Разберитесь, как надо обращаться с ресурсами, которыми вы располагаете. Только подобные навыки помогут вам овладеть искусством предвидеть неприятности, а значит, без потерь избегать их. И тогда любые беды кризиса обойдут вас стороной.

Текст: Лилия Богомолова
Фото: Nattanan Kanchanaprat

Статья выходит при поддержке сервиса E-Капуста.
Займы на карту до 30000 рублей на 7-21 дней, с любой кредитной историей.

Поделиться:
Нет комментариев